Борис Усов оставил музыку задолго до смерти, став кем-то вроде Сэлинджера или (еще, слава Богу, живого) Саши Соколова от панк-рока. В мирском монашестве он даже взял новое имя, вернее, фамилию Белокуров. Поклонники, можно представить, не только не знали, чем он там занимается, но и не опознали бы певца, увидев подписанную такой фамилией статью. Но он был настоящим самоучкой-киноведом, специалистом по индийскому кинематографу. От московских окраин и песен в коньковских перелесках — к солнечным долинам Ганга, танцующим слонам, праздничной феерии Болливуда.
Вместе с супругой, Анастасией Белокуровой, Усов (будем по привычке звать его так) редактировал
журнал «Мир индийского кино», который издавался в середине странного прошлого десятилетия, когда бумажная пресса котировалась еще достаточно высоко. Уже сравнительно недавно энтузиасты отсканировали почти полный архив журнала, который можно исследовать во «ВКонтакте». Попыток собрать и опубликовать именно тексты Усова, кажется, не предпринимались. Впрочем, далеко и до систематизации его поэтического наследия.
Увлечение Усова кинокритикой само по себе не удивляет. Вряд ли у нас была более синефильская группа, чем «Соломенные еноты», которая и названа по ассоциации с «Соломенными псами» Сэма Пекинпа. Их песни переполнены упоминаниями фильмов, актеров и персонажей, довольно неожиданных. Трудно поверить, чтобы такие цитаты считывались большинством фанатов — и тогда и сейчас разве что специалисты с ходу поймут, кто такая Сара Леандер и Марика Рекк, друзья добровольного отшельника. Но встав на свое место в перенасыщенный метафорами текст Усовской песни, эти имена и названия вдруг обретали особое, мистическое звучание.
Не только звукопись делает фразы про принцессу Мононоке, что убежала в город и счастливых людей, что смотрят фильм Джей-Эф-Кей, запоминающимися. «Родное Подмосковье не знает Кэри Гранта», но мы будто догадываемся, что эти именования могут значить. Нам подмигивают, предлагают стать соучастниками разгадки некоего шифра. Отчасти потому, вероятно, «Еноты» так и не стали народной группой. С Летовым «простой» человек не чувствовал этой дистанции, словно того можно было похлопать по плечу, сказав: ну ты же не имел в виду ничего «такого»? С Усовым подобный номер не проходил, он именно «имел в виду», подразумевая деление своей публики на агнцев и козлищ, посвященных и непосвященных, своих и не-смотревших, не-читавших.
В компании Усова и друзей, в том числе на легендарной коньковской квартире, упивались кино. В книге Феликса Сандалова «Формейшн» Арина Строганова перечисляет имена от братьев Маркс до Леоса Каракса, а Белокурова вспоминает, что и познакомилась с будущим мужем, услышав от него цитату из «Искателей приключений» Робера Энрико. Здесь же тусовались критики Станислав Ростоцкий, Алексей Васильев, Георгий Мхеидзе. Сюда же классические истории о чудесном характере покойного — как участница «Енотов» Аня Англина призналась за столом, что не любит фильмов Годара, и сразу словила от поэта по морде.