ИШЬ

Беседа с Петром Ершовым, хранителем «Старинной игротеки»

Какой он, средневековый человек играющий? Чем игры крестьян отличались от игр дворянства? В какие игры древности можно сыграть в Москве? Специально для журнала ИШЬ Петр Ершов, создатель старинной игротеки, отвечает на эти вопросы.
Как появилась «Старинная игротека»
Некоторое время назад я работал в Музее ратной истории Москвы, но решил развивать свое дело. Играми заинтересовался лет двенадцать назад: сначала средневековыми, потом еще и игрушки добавились. Изучал, искал правила. Раньше я работал в стол, для себя, а сейчас у нас собралась уже довольно большая команда – люди из разных клубов, они периодически меняются, вносят свой вклад. Кому-то интересны подвижные игры – они их изучают, кому-то игрушки – они их делают. Недавно у нас появился очень крутой резчик по дереву. Но помогают даже те, кто просто приходит поиграть, зачастую даже того не понимая. Есть ряд игр, в который нужно играть толпой, в одиночку в них не сыграть, не учесть тонких нюансов. А как отыграешь раз десять в одну и ту же игру, появляются какие-то неучтенные моменты, дырки в правилах, о которых не догадывался.

Игры – очень интересный культурный срез, они не должны лежать на полке. Это одна из тех увлекательных форм, через которую можно рассказывать историю и нести в массы. Ведь от любой свистульки можно протянуть историю к промыслам. Но в России очень мало кто занимается этой темой.
Что можно найти в игротеке
У нас есть игры разных стран и эпох – от Античности, Средневековья, дореволюционной России до игр примерно 60-х годов XX века. Основная фишка – охват разнообразных развлечений с момента, когда они условно появились, что мы знаем из археологии. Я ограничиваюсь игрушками, настольными играми и играми, так сказать, с инвентарем. Стараюсь искать уникальный инвентарь, которого нигде нет. Подвижные пока не беру, этим и так есть, кому заниматься.

Игр тех эпох, конечно, нет, это все копии. И в этом огромный плюс: люди могут прийти и поиграть. Условно говоря, не жалко, бери и играй. Основная ставка на это. А так бы они за стеклом стояли и пылились. Игрушки не должны лежать на полке, с ними надо играть.

Делаем сами, я рисую и ищу людей, которым эта тема тоже интересна, находим точки соприкосновения.
Откуда берутся сведения об играх
Методика исторического изучения известна: берем регион, берем эпоху, ставим перед собой цель и задачу. У меня все началось со Средневековья. Сначала в гугле «средневековые игры», смотришь на той же Википедии, проверяешь, перепроверяешь, докапываешься до первоисточника, там музейные образцы, какие-то летописные упоминания. Соответственно сводишь это все в систему-табличку, заполняешь, в результате у тебя на выходе получается изученная игра. Очень помог блог Дмитрия Скирюка.

Часть правил мы знаем из полицейских отчетов, законов, что вот так не играть. Если кто-то так кидает, то его арестовать, потому что азартные игры были запрещены.

Например, на Руси играли в «зернь костяную», это либо обычный кубик, либо костяная плашка. До сих пор вопрос, что это вообще такое. Скорее всего, вид азартной игры. У нас есть вариант реконструкции правил, показываем как играть, но это все условности, так как мы нашли буквально несколько сообщений из сказок, где мужик с чертом в зернь играет, и сообщения из Стоглавого собора, что так играть нельзя.

Помогает археология. Часто что-то просто стоит в музее. Я часто путешествую, захожу в музеи краеведческие, иногда там можно найти игры. Вот в Рязани нашли городки. Сфотографировал – попробуем сделать. Некоторые вещи до сих пор можно купить. Вот игра «кольцеброс» выпуска 30х-50х годов - нашел на блошинке в Питере. Есть домино годов 50х. Такие же делали в Европе в веке XVI, похожи на музейные образцы.

Очень малая часть игр у нас - это прям реконструкция, то есть, сделаны так, как они выглядят. Иногда есть только описание. Или нарды на четверых - изобразительный источник XIII век «Книга игр» Альфонсо X Мудрого. Есть описание, но нет находок, мы предположили, как в нее можно играть, и сделали игру, но по поводу этих нард у меня больше вопросов, чем ответов.
В какие игры играли в России
В аристократической среде игры заимствовалось с запада, а крестьянам было не до игр. Предполагаю, традиция семейной игры не сформировалась именно поэтому, в отличие от Германии, например.

У русского крестьянства игр с каким-то особенным инвентарем меньше, больше подвижных. Большая часть игр – уличная, детская, быстро взял и сыграл. Не нужны столы, доски, фишки. Вот тебе кубарь или кость овцы – иди играй.

Игры, которые бытовали на Руси, неоднородны, их не записывали, они менялись от перемещения масс крестьян из региона в регион, от социально-экономической ситуации.

Одна из самых распространенных – тип игр в бабки, что-то типа кегель. Бабки или лодыги на севере – пястная кость животного. Размечаем территорию, выставляем в ряд и надо сбить эту бабку за определенную территорию. По количеству выпавших считаем очки. Либо игроки ставят на кон свои лодыги. Они тоже были объектом коллекционирования, которые можно было выиграть и проиграть.

При этом все неоднородно. В разные регионы, в разные исторические периоды все было по-разному. Где-нибудь в XVIII веке мужики играли, а потом эта игра стала чисто детской. Много игр с мячом: выбить соперника за определенную территорию, игра от стенки – метаешь один мячик так, чтобы рикошетом сбить мяч на полу. Новгородские находки – кожаные мячики, набитые опилками. Или мячики из ткани с целыми узорами из лоскутов, девичья работа. С ними играли в домашних условиях, потому что на улице грязно, все быстро портилось.

Наверное, самая популярная игра с инвентарем, которая прожила очень долго, это кубарь. Берется плеточка, закручивается вокруг деревянного волчка, он крутится и надо плеткой подбивать. Куча вариантов правил, разные трюки делать. Его можно сделать при помощи топора и ножика. Она же самая интернациональная игра. Как ее только не делали, она живет до сих пор. У нас есть кубарь, сделанный по новгородским находкам, век X-XII века. Точно такие же игры есть в Италии, в Латинской Америке, в Индонезии, есть находки из древней Греции и Рима.

Женщины часто играли во всевозможные волчки, в них даже было дико полезно играть, потому что тренировка для веретена. Когда плетем пряжу, веретено крутится, надо пальчиками равномерно подворачивать, чтобы нитка вышла аккуратной, без бугров.

По материалам вологодской экспедиции 90х годов в бабки играют до сих пор в деревнях. А также в разные варианты игры в камешки на ловкость. В камешки задача попасть в ямки своими камешками в определенной последовательности. Или в блошки, как в сотки. Когда играешь в такие игры, понимаешь, что ты криворучка. Что умели крестьянские дети, сейчас такого нет.

Аристократы в бабки естественно не играли, зависело от семьи, некоторые были более либеральные. Может, только если маленькими с крепостными дворовыми. Бирюльки – редкий случай, когда игра была популярна в крестьянской и аристократической среде.

Дворянам прилично было играть в карты. На карточную игру был специальный инвентарь, ломберные столы, например. Было очень много вариантов карточной игры.

Играли, естественно, в шахматы, об этом есть сообщения и в XV веке. В нарды играли, но меньше. Домино тоже сильно поздно проникает и приобретает популярность после революции, когда складывался другой быт.
Какие игры порицались в России
Порицался сам азарт, потому что он ведет к греху стяжательства. Азартные игры, в принципе, так или иначе, запрещались во все эпохи во всех странах мира. Азарт – страшная и заразная вещь. Открываешь «Книгу игр» Альфонсо X целый список последствий игры в кости – кого-то ставят на нож, например. Но люди на Руси, конечно, все равно играли. Запирались в бане и играли на полу. Если в бане мужики, значит, моются там, голые сидят, зачем туда идти? А они по-быстрому организовывают игорный дом. Это деревенский вариант. А городской предосудительный – играть в кабаках. Если на деревне узнавали, что парень в азартные игры играет, у него могли возникнуть сложности с выбором невесты.

К азартной игре относились негативно, но на те же Святки можно было играть, и это не считалось зазорным.
Зачем придумали игры
В общем и целом, человек играет, потому что ему это нравится. Релаксация, отвлечься от проблем, убить время, азарт, интерес.

Но теоретически игры имели и ритуальный аспект. Например, один игрок как бы вопрошает, другой берет на себя роль богов, а то что происходит на доске – ответ богов на заданный вопрос. Этот процесс хорошо иллюстрируют игры античности, например, древнеегипетская игра Сенет или древнешумерская Ур. Или игра в кости. Бросил кубик, и если духи, боги, высшая сила за тебя, то будет выпадать как надо, все хорошо и деньги заработаешь. Игральные кости при раскопках часто находят в помойках, причем могут быть сделаны красиво, но выкидывали. Почему? Не ложатся, они плохие, проклятые, вредные, выкину их. В этом плане логика такая.

Ритуальный аспект именно в этом: элемент вероятности, элемент случайности. Это сейчас мы знаем, что есть теории больших чисел, генераторы чисел, а человек средневековый – «Бог помог». Бог или дьявол, на кого уж надеешься. Период превалирования у человеческой цивилизации такого религиозно-магического сознания, так или иначе, в какой-то момент был. И магия и сверхъестественное присутствовали, и это было нормально. В средневековье не надо было человеку доказывать наличие дьявола, он был настолько же реален, как дом или река: вот тут церковь, тут поле, а там внизу дьявол.
Почему игры разных стран так похожи
Почти все игры в какой-то степени имитируют деятельность. Особенно детские, где прослеживается подготовка к взрослой жизни. Кроме того, в любой игрушке есть определенная логика. Когда изучаешь настольную игру, стараешься задаться вопросом, что она изображает. Что кубарь, что волчок – они вращаются. Такое вращение человек может видеть в природе у некоторых растений: семена с пропеллером разлетаются, крутятся, вертятся.

У любой игры есть своя база, на основе которой она была придумана. Африканские игрушки типа Манкала иллюстрируют сбор урожая. Королевская древнешумерская игра Ур, как и нарды, иллюстрирует военный поход. Сражение двух армий, как шахматы. Если в изначальном индийском предшественнике Чатураджи было четыре армии и присутствовал кубик, то европейскую версию подкорректировали. Ибо как так, короля убить? Он же помазанник божий, его можно только в плен взять.

Плюс никто не отменял заимствования. Игры движутся, ничто не стоит на месте, они кочуют, они передвигаются. Бридж заимствовали из России. Скандинавская дальдоза встречается в основном на корабельных досках, у моряков, она путешествовала. Перуанская игра Перудо, из «Пиратов Карибского моря», попала в пиратскую среду и кочевала с ними. Есть игры строго региональные, но мы находим игру Калах, ямки-камешки, в Южной Африке и Коргоол в Киргизии такая же, один-в-один. Где Южная Африка, а где Кыргызстан, но торговые пути же проходили.
Куда идти играть
«Старинная игротека» базируется в Арт-кластере «Восток. Западная». Мы еще не открылись, все только ремонтируется, в планах открыть интерактивный музей, чтобы любой желающий мог зайти посмотреть, поиграть. Пока мы участвуем в выездных мероприятиях и на фестивалях.

18 мая в арт-кластере стартовала первая интерактивная выставка Музея современного рыцарства, где тоже будут игры. А с 1 июня началась выставка «История игрушки» с экспонатами из своей коллекции.
Интервью: Дарья Титова
Коллаж: Ванесса Гаврилова