«Дома связи» с технической и социальной точек зрения были чем-то невообразимым. Новиков построил всем своим крепостным крестьянам каменные дома, которые объединяли под одной крышей четыре семьи, сохраняя автономию их хозяйства. Так просветитель боролся с людской разобщенностью: он предполагал, что близкое соседство крестьянских семей поможет им сблизиться.
Все «дома связи», вытянутые в линию вдоль деревенской улицы, построены по одному проекту. Всего домов было девять. По их фасаду шли четыре отдельных входа, ведущие через сени в просторные комнаты. Одна такая комната – целая крестьянская изба с печью и двумя застеклёнными окнами. Та часть местных, которая осталась жить в селе по наши дни, с наследием Новикова уже не расстаётся: чужакам дома не продают. Имущество переходит только по наследству, обрастая пристройками. Уже под вечер мы встречаем Раису Сергеевну. Ей 87 лет, она потомок авдотьинских крестьян и до сих пор живёт в одном из «домов связи», где она родилась и где хочет умереть. В доме у неё лежит книжка, в которой «всё-всё про Новикова написано». Во время нашего разговора она будет ссылаться на неё постоянно. Что-то о барине Раисе Сергеевне рассказывали мама с бабушкой:
— Крестьяне его очень уважали, ведь всё это он для них сделал. Построил девять таких домов в деревне. Правда, он часто в Москве ведь был, больше занимался книгами, а уж его родня занималась землёй. Земли у нас пятнадцать соток у каждого. В этом доме сейчас живут шесть семей. Раньше, когда он строил, жило четыре. А уж потом роднились, разделились.
В семье Раисы Сергеевны было семеро детей, восьмая девочка умерла в трёхмесячном возрасте у матери на руках – замёрзла. Несмотря на то что к тому времени родители уже успели заменить земляной пол деревянным, зимы в селе были очень холодными. «Я с детства привыкла к холоду, мне в Москве всегда жарко», – говорит она.
Наследие Новикова сопровождало Раису Сергеевну всё детство и юность: во флигеле был детский сад, в церковно-приходской школе – четыре класса образования; об общественной бане вспоминает добрым словом до сих пор. Знает и о подземных ходах: «Да, от дома до церкви есть проход этот. Но он где-то на половине не пускает – завален. Все искали масонскую библиотеку, но она где-то в другом месте». О селе у Раисы Сергеевны добрые воспоминания, «хороший» – её самый частый эпитет применительно к быту Авдотьино в прошлом. Им она описывает и флигель, и школу, и другие переоборудованные здания, оставшиеся от Новикова.
На хозяев селу везло. Председатель колхоза отдельная, особенно эмоциональная, тема нашего разговора:
— У нас такая была председатель, Евдокия (по-народному Авдотья) Терентьевна Егорова, имела орден Ленина, основала здесь колхоз. И она у нас такая строгая была, мы её так боялись! В четыре часа – у нас детства не было никакого – нас подымали, какая работа была посильная, на такую и ставили. Строгая она была. На лошади едет, мы её за версту видим. Ой, мы прямо все не знаю, какие были дисциплинированные. Везде, даже на молотилку нас посылали, сгребать там – мы везде работали. За трудодни давали продукты, даже мёд был. Евдокия Терентьевна здесь у церкви похоронена, долгое время могилка неухоженная была, а сейчас всё в порядке. Сын её работал физкультурником при приюте. Когда война началась, он первым в селе – со знаменем, с музыкой – на фронт пошёл. Мы все перед ним выстроились, провожали. Потом следом все десятиклассники пошли добровольцами: сбор был в Алексеевском. Война-то с горем маленько запаздывала. Вернулись только двое, все остальные – там остались... ребята [шёпотом]. И он тоже не пришёл. Сын её. Женатый был, двое девочек его с нами учились.
Здесь же, в селе, Раиса Сергеевна впервые увидела пленных немцев: солдаты вели их через Авдотьино. На торговой площади, где теперь автобусная остановка, пленные дали для сельчан концерт. «Ой, я так скрипку полюбила! Всю жизнь её любила, как они очень так хорошо для меня сыграли тогда», – вспоминает старушка.
На этой же площади праздновали День Победы: «Война как закончилась в шесть часов, все выскочили на это торговище. Кто плачет, кто смеётся, кто поёт, кто пляшет, кто гармошка. Ой, что там было... Кошмар какой!»
После войны, по словам Раисы Сергеевны, село и начало приходить в запустение. Почти никто из мужчин с фронта не вернулся, и восстановить быт никак не получалось: не хватало рук. Вспоминая о падении Авдотьино, старушка снова говорит про Новикова:
— В школе, помню, я читала, что самые гениальные: Ломоносов, Ленин и Новиков... Только Ленина чего это туда приписали? Ну, Ломоносов, да, конечно, согласна, тоже туда, много всего издал.
— Много, наверное, раньше легенд ходило? – пытаемся мы вернуть тему разговора на масона и таинственную усадьбу, но попытка проваливается.
— Конечно, мы ездили на экскурсию в Выборг: так там рассказывали про шалаш его, про всё. И как оно ему там было?..
Задумавшись о тяжёлой жизни Ленина в шалаше, Раиса Сергеевна приглашает нас в свой каменный дом XVIII века. Мы заходим в сени – нас встречает холод стен и атмосфера казармы: комнаты слишком большие, не рассчитанные под домашний уют. Его здесь кое-как пытаются добиться, сделав несколько перегородок с помощью шкафов и шторок. Позволив сделать несколько фотографий, Раиса Сергеевна достает с полки ту самую книгу, посвящённую Новикову и Авдотьино и, следуя традициям своего барина-просветителя, дарит её нам. Вместе с пакетом яблок. Отказывать неудобно, поэтому мы благодарно принимаем подарки и на прощание задаём главный вопрос:
— А почему деревня называется Авдотьино?
— Это мать его.
— Новико́ва?
— Но́викова, мы его называем Но́виков. Это именем его матери деревня названа. А церковь строили его отец с дедом. Праздник назначали девятого июля – праздник Тихвинской Божьей Матери.