Если на вечерне было от силы девять человек, то на утрене прихожан в церкви было как минимум втрое больше, в основном приехавшие "с материка" – у старца был день рождения. Храм был украшен свежесорванными веточками сирени, и в подсвечниках стояли уже не "полагающиеся" свечи, для экономии поминутно зажигаемые и гасимые служительницами, а всамделишные – купленные молящимися. Свечи горели даже возле фотографии Старца, которая занимала почетное место под иконой Николая Чудотворца. После службы и исповеди приезжий священник в золотом облачении дружелюбным но властным жестом подозвал прихожан и прочитал им краткую проповедь о радости – по его словам всеми врачами признается, что не может человек быть здоровым, пока имеет больную и скорбную душу. Пристально вглдядываясь в каждого слушавшего, он объяснял, что православие – религия радости, что выходить из храма стоит со светлым лицом и благими помыслами, чтобы каждый прохожий мог видеть радость верующего.
Закончил проповедь он словами об отце Николае – всего три раза в жизни довелось ему повстречаться со старцем, и каждый раз душа священника наполнялась радостью, чувствовал он, будто сам оказался в царствии небесном.
После службы паломники отправились к могилке старца на панихиду, запихнули смятые купюры милостыни в карманы местному калеке и уплыли обратно "на материк" – с купленной у островитян копченой рыбкой.
И хоть в этот раз панихида прошла вполне благочинно, бывает обратное: по сей день вокруг духовного наследия отца Николая кипит огонь страстей.
В последнее десятилетие своей жизни, когда старец, покалеченный лагерями, жизнью в Союзе и вытерпевший многое в своем служении на острове Залита, уже не мог самостоятельно служить в храме, ему стали помогать келейницы – сначала одна, немолодая уже, Валентина, затем и другая – Татьяна. Затем приехали и охранники. Островная паства приревновала старца к келейницам – отец Паисий и его сторонники обвиняли Валентину и Татьяну в том, что они отвечают на записки паломников самостоятельно, без благословения отца Николая, в том, что они даже и пророчествуют вместо него. И чем немощнее становился Николай, тем большую власть над ним усматривали в действиях келейниц.
Говорили, что они запирают его на замок, что не выпускают к паломникам, приезжавшим целыми автобусами. А Валентина с Татьяной оправдывались – здоровье у батюшки уже не то, не может он выходить и стоять часами, совершая помазания. Был даже эпизод, память о котором сохранилась лишь в разрозненных публикациях в Сети – якобы группа "озверелых фанатиков из Тюмени" прибыла "вызволять" старца из кельи, в дело вмешалась милиция, администрация острова, прокуратура. Сам отец Николай, как ни странно, никак не комментировал происходящее, что возбуждало еще большие подозрения среди паствы Паисия.
В последние годы жизни старца конфликт усугубился после того как у отца Николая в келье заметили иконы Николая II c семьей, и более того – иконы Григория Распутина и Ивана Грозного. Их лики даже были написаны на кладбищенских воротах – келейницы утверждали, что по благословению старца, а Паисий с паствой не верили и раз за разом замазывали лики.
Когда с последними паломниками мы отправились на материк, одна из богомольниц,, разговорившись со мной, рассказала, что в день кончины отца Николая была на острове, но дверь в келью была закрыта, и слышны были лишь беспрестанные шаги келейницы. Подумала, что батюшка приболел. И только к ночи островитяне узнали, что старец скончался – не от келейниц, а по телефону: знали уже везде, и за границей, и в Москве, и в Петербурге.
– Один раз даже отец Паисий их прогнал. Приехали они в день памяти батюшки со своими иконами, а в двенадцать часов начинается наша панихида, и время у них вышло. Паисий прикрикнул на них, они засобирались и ушли. А едва ушли, так на кладбище слетелись любимые батюшкины голубки – вот, значит, за кем правда! – страстно рассказывала мне паломница.
Так духовные чада отца Николая разделились на три колена. Те, что примкнули к живой по сей день келейнице Татьяне, ныне схимонахине Николае приезжают служить панихиду с иконами Распутина, Ивана Грозного и самого старца – они уже считают его святым, и акафист читают ему как святому. Те, что последовали за Паисием уверены в святости Николая, но ждут, пока все формальности будут соблюдены. С ними чествуют батюшку и ничего не подозревающие о конфликте толпы паломников. И третье колено, ради которого даже задержали похороны старца – не закапывали гроб и ждали, пока прилетит вертолет с высокопоставленными лицами – существует в совершенно отдельном и закрытом мире, в который простому смертному и не попасть.
Остров Залита остался уже далеко позади, превратился в точку, набившиеся в катер паломницы сменили тему разговора, а я все думал об отце Николае, лежащем там, на Залите, и ничего не знающем о ссоре своих духовных чад.