ИШЬ

ШАЛОСТЬ НЕ УДАЛАСЬ
О судьбе русской чревовещательницы
XVIII столетия

Отрывок из опубликованных в «Отечественных Записках» за 1861 г.
«Рассказов из дел XVIII столетия» Г. В. Есипова
Расскажем читателям историю нашей первоявившейся чревовещательницы, которую мы открыли случайно в старинных полусгнивших документах XVIII столетия:
«26-го августа 1737 года, в томскую воеводскую канцелярию явился неверстанный томский боярский сын, Алексей Мещеринов, и привел с собою двадцатилетнюю дворовую свою девочку, Ирину Иванову. Он объявил, что "Ирина тому назад четвертый год испорчена, и есть в утробе у нея дьявольское наваждение, которого говорит ясно человеческим языком вслух"».
Можно себе вообразить удивление и страх подъячих и воеводы!

Майор Степан Угрюмов (воевода), постигая всю важность происшествия, приступил сейчас же к освидетельствованию девочки. В свидетелях не было недостатка. У майора в это время были с поклоном приезжие из Красноярска боярские дети, братья Степановы, ехавшие в Тобольск на драгунскую службу; еще случился поп соборный, позванный для служения акафиста. Угрюмов приказал подьячему Комарову допрашивать девочку. Ирина стояла молча перед толпою; лицо ее было неподвижно, рот закрыт. Подьячий спросил дьявола:

- Кто ты такой?

- Лукавый, - послышалось всем издалека, ребяческим, гугнивым голосом - лукавый; зовут меня Иван Григорьев Мещерин; рожусь завтра, а посажен в утробу Ирины во штях девкою Василисою Ломаковою, тому четвертый год.

- Откуда ты? - Спросил подъячий.

- Из воды, - отвечал тот же голос.

Все присутствовавшие остолбенели. Угрюмов велел привести девку Василису и потребовал обьяснения, как она посадила в штях чорта в утробу девки. Василиса отперлась: «Ничем девочку не портила, и кто посадил ей в утробу дьявола, говорящего человеческим голосом, не ведает, и когда четыре года назад жила с Ириною у Мещеринова, девочка не была испорчена, а за нею, Василисою, ереси и волшебства не имеется».

В наше время девочка эта, конечно, нашла бы антрепренера, который, пользуясь ее удивительной, самородной способностью чревовещания, вывез бы ее из Томска и стал бы показывать за деньги; но тогда подобного рода явления возбуждали не любопытство, а страх преследования и наказания. Дьявольское наваждение было тогда человеческим преступлением, и девочку отправили в девичий томский монастырь, под арест в келью игуменьи. Приставили к келье часового, а игуменье велели водить почаще девочку в церковь, и смотреть за нею «накрепко». Вместе с тем воевода составил акт освидетельствования и о таком важном происшествии послал нарочного с донесением в Тобольск, в Сибирскую канцелярию.

Из Тобольска предписали воеводе:
1) Неверстаного сына боярского Алексея Мещеринова расспросить «накрепко». С которого времени девочка испорчена, сам ли он об этой девочке узнал, и почему так долго не допросил. При том узнать от томских городских обывателей: добрый ли он человек и не бывал ли прежде в каком подозрении, и нет ли за ним какого волшебства.

2) Об девке Василисе также исследовать, не бывала ли она в каких приводах, и нет ли за ней также волшебства.

3) Обо всем донести сибирской канцелярии; а если дьявольское наваждение продолжается в утробе Ирины, то и её, и Мещеринова, и Василису прислать с делом в Тобольск.
В то же время сибирская канцелярия донесла о происшествии тайной канцелярии в Петербурге.

Вот какую суматоху наделала нам первая доморощенная чревовещательница!

Между тем, пока сибирская канцелярия обдумывала и сочиняла свое предписание томскому воеводе, чревовещательница ещё напугала и игуменью, и часового, и воеводу.

1-го сентября в воеводскую канцелярию явился караульный томский пеший казак Федор Переводчиков и объявил следующее:
«Августа 31 дня он Переводчиков по приказанию томской канцелярии находился на карауле в рождественском девичьем монастыре, в келье у игуменьи Домники Власьевой для караулу Ирины Ивановой, у которой в утробе имелось дьявольское наваждение, и оный-де дьявол в вечернее время бранил его Переводчикова всякою неподобною м…. бранью и притом же говорил: возьми-де фузею, и в келью никого не пущай, я-де о том скажу на тебя воеводе господину Угрюмову, и он-де караульный на то сказал ему, что-де в твоей келье никого не имеется, и он-де дьявол говорил: я же вижу, что под окном стоят люди, а под окном-де никого не было; а после-де того в отдачу дневных часов по приходе в келью игуменьи Домники с келейницей Феодосьею, Ирина легла на лавку и в тосках своих говорила, что-де ей приходит лихо, а оный дьявол стонал человеческим голосом с полчаса, а потом кричал громко и говорил келейнице Ирине: Ирина, прости меня; а игуменье говорил же: матушка, прости, тако же и с девкой Федосьей и с матерью Федосьи Мариной, которая в то время лежала на печи, прощался же. Игуменья спросила: куда ты идешь? Дьявол отвечал: я-де иду в воду – и велел он дьявол отворить двери и как-де келейные двери отворили, тогда у оной девки Ирины лежа на прилавке уста широко раскрылись и шла мокрота, и вскоре изо рта у неё появился подобно как дым, и вышел из кельи в двери вон, и после того оная девка Ирина сказала им: «из гортани-де её незнамо что вышло, подобно как ворона мокрая и дьявольского-де наваждения в утробе у неё не стало».
Объявление солдата опять взволновало майора Угрюмова. Потребовали к допросу игуменью и келейниц – они подтвердили рассказ караульного. Привели опять девочку, осматривали со всех сторон, «но познать было невозможно (так доносил Угрюмов), имеется ли у неё дьявольское наваждение; только по вопросам христианским, оный дьявол ничем не отвечает»

Это улетучение дьявола через келейные двери даёт убеждение что девочка шалила, что она, вероятно, случайно открыла в себе способность к чревовещанию, или выучилась этому искусству, и сперва вздумала попугать хозяина, но потом, когда допросили в воеводской канцелярии и посадили под караул, она смекнула, что дело неладно, и решилась уверить что дьявол вышел из нее.
Но она, бедная, не знала, что кроме дьявола, на свете есть канцелярия, суд, подъячий, которым мало того, что дьявола уже нет у нее в утробе, им нужно знать, и в особенности писать и писать, откуда был дьявол, кто его сажал, с каким умыслом, для какой пользы, по чьему наущению, и пр. и пр.


И вот тайная канцелярия, обсудив все происшествие даже с участием сената, из Петербурга предписала сибирской канцелярии: Мещеринова, девку Василису, девочку Ирину и мать ея, также свидетельствовавших ее в томской канцелярии, а именно: Алексеевскаго монастыря наместника Рафаила, соборной церкви священника Прокопия Дмитриева, подъячего Петра Комарова, посадских: Петра, Тимофея, и Василия Степановых, караульного казака, также игуменью Домнику и келейниц Феодосью и Ирину, и Феодосьину мать Марину всех вытребовать из Томска в Тобольск.

Девочку Ирину «привесть в застенок и расспросить с пристрастием накрепко, кто её научал» таковое вымышленное дело показывать и в каком намерении и каковые из того вымысла себе пользы [извлечь] надеялась.

Мещеринова расспросить в застенке накрепко, почему он узнал об дьяволе в утробе девочки, и когда именно, и сам ли, «ибо по всему видно (рассуждала тайная канцелярия), что об означенном вымышленно и ложно оный Мещеринов показал».

Прочих, бывших при освидетельствовании девочки Ирины, велеть тобольскому архиерею увещевать порознь судом Божиим, «объявляя им, что за вымышленные богопротивные дела не токмо имеют быть истязаны, но и в будущем веке мучены будут, и того бы ради очищая душу свою показали сущую правду о дьявольском якобы в утробе означенной девки Ирины наваждении, с чего они умыслили показывать ложно вымышленное их показание, какой пользы себе они надеялись, и кто и чем именно их обнадеживал… и если означенные игуменья и прочие вышеобъявленные, по увещании чистой повинной своей об оном не объявят, то отдать их в тобольскую губернскую канцелярию, а из той канцелярии привесть их в застенок порознь и о показании об оном обо всём истинно расспросят с пристрастием накрепко… и потом обо всем исследовать накрепко же безо всякого упущения, и по окончании оного следствия об оном о всем обстоятельный экстракт в тайную канцелярию, и кто по тому делу виновный явится, тех до указу держать в Тобольске под крепким караулом».

Тайная канцелярия решила это дело только 15 марта 1739 года, почти через год. Вот и решение:

1) Девку Ирину за ложный вымысел дьявола, в чем она в застенке с подъему [на дыбе] и с битья розог винилась, что об оном всем затеяла вымысел от себя ложно – хотя она и не совершеннолетняя, однакож, за вышеобъявленные злоумышления притворные богопротивные дела, на страх других, на основании блаженного и вечнодостойного памяти Петра Великого указа, учинить наказание: бить кнутом, и вырезав ноздри сослать в охотский острог, и определить ее в работу вечно по рассмотрению тамошнего командира.

2) Девку Василису освободить.

3) Алексея Мещерина за ложное показание, вместо кнута, бить плетьми нещадно, и послать в далёкий сибирский город на нерегулярную службу.

4) Мать Ирины, за ложный рассказ Мещерину, что ее дочь испорчена, бить плетьми и освободить.

5) С майора Угрюмова, за то, что так, как было должно не расспрашивал о дьяволе и о видимом уже вымышленном притворстве, о сущей правде подлежащего следствия не производил, за ложное в сибирскую канцелярию доношение, да еще за разглашение такого вымысла взять штрафу 300 р. и по взыскании освободить, а до указу содержать под караулом.

6) Подьячего Комарова, за то что он расспрашивал девочку о дьяволе, хоть и с приказа воеводы, но чинить сего не подлежало при посторонних ради соблазна и разглашения, взять штрафу 50 р., а если не заплатит бить плетьми и освободить.

7) Всех свидетелей, подписавших акт освидетельствования, оштрафовать с каждого по 100 р., а если платить не будут, бить плетьми нещадно и освободить.

8) С караульного, за то что он мог весьма усмотреть, что не дьявол в ней говорил, но сама собою притворно то чинила и проч., взять штрафу 100 р., а если платить не будет, бить плетьми нещадно.

9) Игуменье Домнике, за то, что она признавала притворство девочки за дьявольское наваждение, следовало бы нещадное наказание, но как по следствию оказалось, что она в престарелых летах, то за ее вину лишить игуменства, и послать в братство вечно в другой дальний монастырь.

10) Келейницу Ирину бить плетьми. Девку монастырскую Феодосью тоже.

Всем объявить указом, под страхом смертных казней, чтоб они впредь о вышеупомянутом не токомо никому не разглашали, но и разговоров бы о том ни с кем не имели.

Воевода и подъячий заплатили исправно положенный на них штраф; поп, кантенармус Злобин и караульный казак не заплатили, за что и били их плетьми. Игуменья Домника послана в тюменский монастырь.

Текст подготовил Александр Машьянов.



Если вдруг вы дочитали этот текст до конца и он вам понравился, вы можете поддержать нас словом или даже рублем вот тут